Существует немало куда более частых неисправностей, чем появление хруста при повороте руля в автомобиле, вне зависимости от типа привода, марки или модели. При этом причин возникновения посторонних шумов в рулевом управлении может быть «вагон и маленькая тележка».
Поэтому сначала распределим, когда именно они возникают:
- Во время движения;
- либо когда автомобиль стоит.
А затем разберём причины, по которым появляется хруст при повороте руля в движении/в покое, как их устранить и что для этого понадобится.
Содержание:
- Все причины возникновения хруста при езде
- Неисправность шарнира равных угловых скоростей
- Сломался опорный подшипник
- Хруст на месте: к сожалению, бывает и такое
- Нетипичные и даже курьёзные причины хруста
- Само рулевое колесо
- Рулевая рейка
Все причины возникновения хруста при езде
Основных всего две:
- неисправен ШРУС;
- сломался опорный подшипник амортизаторной стойки.
Вот эти причины возникновения хруста рассмотрим более подробно.
Неисправность шарнира равных угловых скоростей
Сам узел простой и надёжный, конечно, если он оригинальный или сделан именитыми производителями. И реально сломаться, конечно, если автомобиль не подвергся глубокому тюнингу, или вы не эксплуатируете его в запредельных режимах, там просто нечему. Срок службы 100.000 км пробега для ШРУСа, отвечающего за привод, норма.
И совсем другое дело пыльники на них. Они могут:
- элементарно слететь со штатного места;
- порваться, стоит наехать на острый предмет или даже плотную ветку;
- резина (редко когда они делаются из чего-то ещё) на них может задубеть;
- они могут проиграть схватку с реагентами, которыми дорожники посыпают улицы зимой;
- наконец со временем просто расползтись от постоянного активного драйва или езды по неровным дорогам.
Причин хруста может быть множество, а итог всегда один: внутрь ШРУСа попадает влага, песок, грязь, соль. И при каждом повороте руля слышен хруст, который может быть просто невыносим.
Конечно, если после поездки в лес или, наоборот, по просёлочной дороге, на которой были замечены куски торчащей из земли проволоки, арматуры или чего-то ещё, осмотрите эти узлы на предмет целостности и увидите, что один/несколько из них порваны, то ремонт будет очень простым:
- повреждённый узел снимается;
- тщательно промывается;
- снова набивается соответствующей смазкой;
- устанавливается новый пыльник, закрепляется;
- ШРУС ставится обратно.
Но будем честными: вы часто так делаете? Поэтому появившийся хруст рулевого колеса воспринимаем как неизбежную составляющую эксплуатации автомобиля, вроде покупки резины по сезону или регулярной замены масла в двигателе.
Когда выполняется проверка подвески, то также непременно делается проверка состояния/износа ШРУСа. Это просто, быстро, и если клиент обращается с требованием определить причину появления хруста, узел под подозрение попадает одним из первых.
Вот только если ШРУС захрустел, обойтись малой кровью, отремонтировать его уже не получится, требуется замена. Она несложная, занимает немного времени. И если у вас есть:
- яма или подъёмник;
- необходимые инструменты;
- минимальные слесарские навыки;
- и час-полтора свободного времени,
то заменить пришедший в негодность ШРУС не составит труда. Основная сложность – сдёрнуть его с места, за десятки тысяч километров пробега он элементарно прикипает к приводу.
Всё чаще, особенно это применимо к новым автомобилям, конструкция которых нарисована с чистого листа, а не стала модернизацией давно используемой, ШРУС является деталью привода целиком. Это цена за упрощение конструкции плюс максимальное сокращение различных деталей: требования логистики или наличия складов запчастей у дилеров марки становятся решающими. И хотя поменять его, если ШРУСы начали хрустеть, проще простого. Хотя сумма, на которую придётся раскошелиться, вас неприятно удивит.
Сломался опорный подшипник
Есть и другая, не менее распространенная неисправность, чем поломка ШРУСа. Это неисправность опорных подшипников. Они, как и ШРУСы, невероятно живучие: многие автовладельцы даже не знают, как они выглядят и где устанавливаются. Вот только возможная причина преждевременного выхода из строя тоже не отличается: попадает соль, песок, грязь или что-то ещё, что выводит их из строя. И каждый поворот руля приводит не только к отклонению авто влево-вправо, но и жуткому скрипу. Это опорный подшипник.
Деталь, куда менее надёжная и долговечная, чем шарнир: опытные мастера вспомнят не одну ситуацию, когда его замена потребовалась даже до истечения гарантийного срока на автомобиль. И посторонние звуки при повороте руля заставляли владельцев бросать всё и ехать на ближайшее СТО, специализирующееся по этой марке.
Но многие зададут справедливый вопрос: а причём тут вообще хруст? Спорить бесполезно, все слышат по-разному, да и поломка также может различаться. Но диагностировать, что причиной хруста стал именно он, проще простого:
- снимаете автомобиль с передачи;
- ставите его на ручник;
- вывешиваете колесо: домкрат вам в помощь;
- раскручиваете: хрустит – значит он, нет – повторяете всё то же самое, но с другой стороны.
Вот и все манипуляции, дефектовка опорного подшипника окончена. В зависимости от результата, осталось принять решение, ехать в магазин запчастей или нет.
Хруст на месте: к сожалению, бывает и такое
Но всё вышесказанное применимо, когда автомобиль в движении, а сам хруст слышен исключительно в поворотах. И совсем другое дело, хрустящие звуки отчётливо слышны в покое, когда поворачиваете руль неподвижной машины влево-вправо.
Но, как и при возникновении посторонних шумов в движении, в рулевом управлении, когда крутите его на месте, они слышны, если:
- источником шума становится само рулевое колесо;
- или есть вопросы к состоянию/износу рулевой рейки.
- Искривление штока вала. Сложно поверить, но такой дефект рулевого управления может стать следствием не только фронтального ДТП, но и просто эксплуатации.
- Место сопряжения вала и рейки. Вот только чтобы добраться до этого сочленения, придётся очень сильно постараться.
- Защитный кожух трётся о подвижные детали рулевого управления. Особенно это применимо к недорогим машинам, а также тем, что эксплуатируются давно: часть креплений могло элементарно поломаться/потеряться.
- Даже сползший коврик, задевающий за рулевой вал/его крестовину. Но это абсолютная редкость, исключение из правил.
А чтобы понять, что именно является источником постороннего шума при повороте руля, необходимо разобрать рулевую колонку и найти причину.
Само рулевое колесо
При повороте руля также могут появиться посторонние звуки, писк, скрежет и, конечно, хруст. Их природа – «баранка» трётся о кожух. Причина такой легкоустранимой неисправности:
- некачественный ремонт: вы недавно снимали/ставили рулевое колесо, и эти работы выполнены плохо;
- со временем из-за износа руль задевает за обшивку.
Аналогичная неполадка может возникнуть, когда трётся металлическая дорожка от звукового сигнала клаксона. Устраняется это элементарно: сняли, поправили, если нужно, почистили и поставили обратно. Всё, теперь при повороте руля звук издаёт только включенный заблаговременно поворотник.
Рулевая рейка
Возможных неисправностей, что именно может хрустеть множество. И её диагностика должна:
- выполняться специалистами;
- осуществляться исключительно на подъёмнике;
- с использованием соответствующего оборудования.
И точно не в первую очередь: хруст при вращении руля на месте может появиться из-за более очевидных неисправностей в машине.
Устранить все эти неисправности можно на СТО «TOP CRAFT». Приезжайте, в том числе и для замены ШРУСа на вашем авто.